Достаточно большое количество B2C-компаний сталкиваются с необходимостью обработки персональных данных и, следовательно, соответствия требованиям регуляторов. Вариантов много: можно найти подходящий ЦОД и разместиться в колокейшн или выбрать провайдера с необходимым облачным сервисом. Первый вариант дорог и долог, поэтому компании все чаще смотрят в сторону облачных сервисов для работы с ПДн.
Провайдеры же в качестве подтверждения соответствия требованиям регуляции демонстрируют на своих ресурсах два вида документов: аттестат или оценку эффективности. Сегодня вместе с Алексеем Афанасьевым ( #CloudMTS, «ИТ-ГРАД»), Дмитрием Пойгиным и Игорем Яковлевым (ООО «НАЦ») разберемся, в чем отличия и какой вариант предпочтительнее и беспроблемнее.
Большинству коммерческих клиентов эти процедуры могут показаться близкими по своей сути и результату. Выбирая облачный IaaS-сервис, можно ли рассчитывать, что подтверждающие документы — аттестат и оценка эффективности — так же близки?
На наш экспертный взгляд, однозначный ответ: нет. Большинство клиентов, работая над приведением к соответствию своей информационной системы, подчас не видят большой разницы ни между этими документами, ни между процедурами, которые за ними стоят. Почему так происходит? Чтобы это понять, разберем особенности работы с ПДн и типы демонстрируемых провайдерами бумаг.
Важно: Выбор сервиса для размещения своей ИСПДн и отслеживание валидности предоставленных бумаг — зона ответственности клиента, поскольку, где бы он ни размещал информационные системы, он остается оператором ПДн и несет ответственность за их защиту.
Специфика работы с ПДн в облаке
Когда компания строит собственную ИС для работы с персональными данными в облачных сервисах провайдера, она как оператор ПДн должна учитывать возможность сослаться на некий документ, подтверждающий корректность использования сервиса согласно требованиям регулятора. Как правило, такой документ может быть представлен в виде непосредственно оценки эффективности или аттестата.
Эти два типа документов можно рассмотреть на примере требований к изоляции ИСПДн от публичных сред, других ИС в облаке и интернета.
У регулятора существует конкретный перечень требований к изоляции ИСПДн. При этом достаточно большой набор сервисов со стороны провайдера не всегда имеет однозначное подтверждение такой изолированности.
В своих технических требованиях регулятор оперирует набором ОС, «железа», подключением к интернету (сетям общего пользования) и другими. В свою очередь, провайдер может оперировать уровнями платформы, контейнерами или отдельными сервисами (базы данных, бэкапы и пр). Поскольку выбор сервиса для ИСПДн — зона ответственности клиента, он должен убедиться, что решение соответствует требованиям регулятора. В том числе в части изоляции. Подтвердить это может как аттестат, так и оценка эффективности (ОЭ). Но есть нюанс.
- В аттестате фиксируется точное соответствие тому или иному уровню защищенности (УЗ) и классу защиты (К) с учетом всех требований ГОСТ, а ОЭ может лишь обозначать данное соответствие.
- Если сервисы провайдера аттестованы, разграничение зон ответственности можно, как правило, провести более четко.
- Аттестат соответствует определениям и категориям, которые использует регулятор. В отличие от оценки эффективности, где определения могут быть даны в более расплывчатых формулировках и не всегда полностью отражать требования регуляции.
Когда без аттестата не обойтись
Когда клиенту принципиально необходимо выбирать именно аттестованное решение?
- Если клиент планирует размещать в облаке ГИС. Оценка эффективности здесь не подойдет — при прохождении процедуры аттестации самой информационной системы сослаться на ОЭ будет проблематично.
- Возможно, ИС клиента будет подключаться к ГИС. В этом случае при выборе сервиса стоит внимательно изучить требования владельца системы, к которой планируется подключение. Как правило, в них указывается обязательное наличие аттестации подключаемой ИС. А значит, при выборе облачных сервисов стоит обратить внимание именно на аттестованное решение.
Для обычного коммерческого клиента, не планирующего обмениваться информацией с ГИС и, соответственно, имеющего возможность не выполнять аттестацию своей ИС, «ассортимент» подходящих защищенных облаков значительно шире. В таком случае можно рассмотреть сервисы тех провайдеров, которые предоставляют оценку эффективности.
Оценка эффективности vs. аттестат
Итак, вы — законопослушная компания, планирующая обрабатывать ПДн в облаке, и уже составили список кандидатов в провайдеры. Кто-то из них гордо продемонстрировал оценку эффективности, другие — показали аттестованное решение.
Очевидно, что подтверждающая документация — не единственный критерий выбора, ведь важно также сравнить цены, функционал, технические возможности. Однако документы стоит изучать далеко не в последнюю очередь, ведь даже самые полезные фичи сервиса могут быть перечеркнуты тем, что он банально не подойдет вам из-за несоответствия требованиям регулятора.
Как выбрать между аттестованным решением и сервисом с оценкой эффективности и не пожалеть о своем решении в будущем? Сравним оба документа.
Оценка эффективности
В первую очередь, необходимо понимать, что оценка эффективности не является документом по ГОСТу. Это документ, предполагающий оценку мер, которые были произведены для защиты ПДн, размещаемых в этой ИС.
Такую оценку владелец ИС вправе выполнить самостоятельно, не привлекая никого со стороны. Только от него зависит объем требований и набор проверяемых подсистем, а также сценарий проверки. В этом случае всю ответственность за процедуру несет сама компания. При необходимости оценки со стороны для проведения этой процедуры можно пригласить консалтера или же компанию-лицензиата ФСТЭК с лицензией, дающей право на проведение аттестационных испытаний — выбор велик.
Говоря грубо — любая компания может выбрать набор критериев безопасности и провести внутреннюю оценку своих систем на предмет соответствия этим критериям. Будет ли ее результат иметь юридическую силу в глазах регулятора? Едва ли. Важно ли для конечного заказчика наличие у провайдера проведенных оценок эффективности? Давайте разберемся.
Есть компании, которые принципиально не проводят строгую аттестацию. Для работы с ПДн они самостоятельно осуществляют некую оценку эффективности и говорят: «Господа, мы решили не использовать сертифицированные средства для защиты гипервизора, потому что в нашей модели нарушителя нет реальных угроз на этом уровне. Сертифицированные средства стоят дорого, и, на наш взгляд, польза от них неочевидна».
Иными словами, провайдер может где-то использовать сертифицированные средства защиты, где-то обойтись «творческим подходом» и ссылкой на организационные меры защиты, а где-то признать невозможность использования сертифицированных средств защиты в связи с экономической неэффективностью.
Ситуация чем-то похожа на старую-добрую сказку.
Владелец ИС спрашивает:
— Свет мой, зеркальце, скажи: я ль на свете самый облачный и защищенный?
Его собственное отражение отвечает:
— Ты, конечно, спору нет. Вот тебе оценка эффективности. Твои клиенты будут рады;)) Аттестатом здесь и не пахнет, но в целом все надежно и утечь ничего не должно. Ну, по идее...
Соответственно, куда больше доверия вызывают оценки эффективности, произведенные сторонней компанией, а не самим провайдером. А еще лучше, если такая консалтинговая компания — специализированная организация, имеющая право (на основании лицензии ФСТЭК) на проведение аттестационных испытаний. Очевидно, что такая лаборатория не захочет рисковать своей репутацией в глазах регулятора выдавая сомнительные ОЭ.
Важно понимать, что методика контроля в рамках оценки эффективности не регламентируется регулятором. Так как документ, по сути, составляется в свободной форме и его содержание не определяется ГОСТом, он может не включать рассмотрение каких-то требований безопасности, уровней угроз и других тонких моментов. Так что сослаться на эту бумагу так же уверенно, как на аттестат, будет невозможно.
К тому же, де-факто сервисы с оценкой эффективности — это не тиражируемый продукт. Изначальная идея ОЭ — упростить работу с ИСПДн коммерческим компаниям и дать им возможность проверить собственные системы на предмет соответствия требованиям регулятора, а не перепродать облачные сервисы как инфраструктурные решения для размещения сторонних ИС.
Еще одна потенциальная головная боль клиентов в связи с ОЭ — на всем сроке сотрудничества с провайдером быть уверенными, что текущая реальная ситуация соответствует указанной в оценке. В отличие от аттестата, в ОЭ может быть не указан срок, в течение которого документ легитимен. Скорее, это подтверждение того, что на момент проведения все могло соответствовать описанным возможностям. Информационные решения с оценкой эффективности подвижны — обновляются программно-аппаратные решения, средства защиты, сам сервис растет и развивается. Поэтому нужно быть готовым к тому, что провайдер мог что-то поменять в своей ИС и это привело к расхождению реальной ситуации с ОЭ. И не факт, что в лучшую сторону с позиции комплаенса.
Да, возможно, мы сгустили краски. Практика показывает, что далеко не все оценки эффективности — это сомнительная филькина грамота. Помимо уже упомянутых выше ситуаций, когда подходящих процедур просто нет в природе, оценка эффективности может осуществляться в дополнение к требуемым регуляторами нормам.
Простой пример — работа с собственными персональными данными, ИС с ПДн сотрудников компании. Далеко не все компании готовы тратить ресурсы на аттестацию таких систем и ограничиваются оценкой эффективности. Если по какой-то причине придет проверка от регулятора, а в ИС обнаружатся нарушения, будет время, порядка квартала, чтобы всё устранить согласно предписанию.
Однако подобную ИС, предназначенную для собственных нужд компании, не предоставляют как сервис и не перепродают третьим лицам.
Аттестат
Чем же отличается аттестат?
Аттестат — это документ, который выполнен по ГОСТ и признается регуляторами. Аттестация решений не может быть проведена провайдером лично, только если он не аттестующая лаборатория, имеющая соответствующую лицензию ФСТЭК. Этим должна заниматься уполномоченная компания-лицензиат, имеющая право на проведение аттестационных испытаний.
При аттестации проверяется не только техническая часть аттестуемого решения, но и организационная. Оценивается весь объем работ по защите информации в данной организации относительно рассматриваемой информационной системы. Фиксируется состав технических средств, ПО и возможных изменений в них.
Наличие у провайдера аттестата гарантирует некую неизменность условий функционирования системы, оказывающих влияние на информационную безопасность, в течение всего периода его действия. Иными словами, для конечного клиента не имеет значения, когда именно был аттестован облачный сервис, вчера или полгода назад. Если аттестат действителен, значит, требования регуляторов выполняются и решение соответствует требованиям безопасности. Так, например, облачные сервисы, имеющие аттестаты УЗ-1 и К1, проходят контрольные мероприятия ежегодно согласно требованиям регулятора.
Если так случится, что в аттестованном сервисе провайдера обнаружится уязвимость и регулятор обратит на нее внимание, то претензий к клиенту не возникнет. Ответственность несут, как мы уже писали выше, лаборатория, выдавшая аттестат, и сам провайдер.
С точки зрения законодательства, аттестация может быть добровольной и обязательной в случаях, определенных законодательством РФ. К примеру, в обязательном порядке нужно аттестовать любые информационные системы, являющиеся государственными. Добровольная аттестация проводится во всех остальных случаях, если компания хочет подтвердить соответствие своего решения существующим требованиям. Если вы планируете когда-либо аттестовать свою ИСПДн, стоит смотреть именно на аттестованные решения. В будущем вы сможете сослаться на подтверждающий документ, что в значительной мере упростит проведение аттестационных работ.
Подведем итоги:
Аттестат | Оценка эффективности | |
Кто проводит | Компания-лицензиат | Самостоятельно, консалтинговое агентство, компания-лицензиат |
С учетом требований ГОСТ | Да | Необязательно, по решению самой компании |
Возможность сослаться на документ | Да | Возможно, но не всегда |
Определенность срока действия | Да, указан в аттестате | Не всегда может быть указан |
Разделение ответственности | Да | Нет |
Возможность сослаться при аттестации по требованиям ГИС | Да | Нет |
Итак, что дает наличие аттестата клиенту:
- возможность сослаться на него при аттестации собственной ИСПДн и при подключении к ГИС;
- гарантию неизменности системы на период действия аттестата;
- отсутствие вопросов при проверке со стороны регулятора.
Изучаем аттестат
Предположим, вы сделали выбор в пользу аттестованного решения. Разобраться в аттестате, понять описанные в нем детали и применить его — это уже зона ответственности клиента.
Соответственно, возникает вопрос: на что стоит обращать внимание конечным клиентам? Самый простой и резонный ответ — позволяет ли имеющийся у провайдера аттестат обеспечить требуемый уровень защищенности и/или класс защиты.
Помимо этого, в аттестате содержится информация о фактических адресах размещения технических средств. Есть смысл сверить адреса лицензий и убедиться, что аттестат действителен для этой локации.
Важен и срок действия аттестата. Он может быть и ограниченным (обычно 3 года), и бессрочным. К примеру, при аттестации в рамках 17-го приказа ФСТЭК РФ (от 11.02.2013) аттестат действует в течение всего периода эксплуатации системы.
Облачный провайдер, как правило, является лицензиатом ФСТЭК и ФСБ. Соответственно, предлагая рынку аттестованные сервисные решения, провайдер не захочет рисковать ни своей репутацией, ни доверием со стороны регуляторов.
Если сервисное решение все еще вызывает сомнения, имеет смысл через официальные ресурсы регулятора убедиться в подлинности аттестата. Требовать у провайдера внутренние документы (такие как регламенты, протоколы испытаний) вряд ли стоит. Многие из них, например, методики аттестационных испытаний, являются конфиденциальными и не могут быть предоставлены вам как клиенту.
Однако для ряда сервисов часто бывает важно получить дополнительные сведения из модели угроз и модели нарушителя, разграничения зон ответственности. Для этого можно обратиться к провайдеру и при необходимости получить типовые выписки из нужных документов.